Никонорова Фаина Пимановна

Нравственное воспитание ребенка средствами музыки

Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. 
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. 
Для детей  дошкольного возраста образ Родины, прежде всего, ассоциируется с мамой. Известному детскому писателю Юрию Яковлеву принадлежат слова, с которыми нельзя не согласиться: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери». Хоровое пение в нравственно-патриотическом воспитании  имеет позитивное начало. Оно способно воздействовать на чувства ребенка, значит, способно преобразовать его нравственный и духовный мир, а также, сформировать духовную культуру детей. 
Русская духовная музыка - один из интереснейших разделов необъятного и разнообразного хорового репертуара; это удивительный источник мудрости и красоты, соединяющий в себе непреходящие идеи церковных постулатов, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров-знаменитых и безымянных. Ныне Россия возвращается к своим истокам. Она вспоминает свои священные гимны, вновь обращается к ангелоподобному пению, способному очистить души поющих и слушающих.  
Проблема нравственности будет актуальна всегда, пока существует человеческое общество. Очень важно дать понять детям представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения. Самым доступным источником, в котором любой человек может почерпнуть для себя какие - либо моральные правила, нравственные представления, является музыка, особенно музыка духовного содержания. Она учит нас красоте, доброте, сочувствию, любви, отзывчивости друг к другу, способствует обогащению и накоплению жизненного опыта детей. Нравственное воспитание является процессом направленном на формирование и развитие личности ребёнка, предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, труду. 
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. 
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным. Это является критериями воспитанности личности. По-мнению современных педагогов (теоретиков и практиков), воспитание духовно-патриотической личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. И изучению патриотической и русской духовной музыки отводится очень большая роль в нравственном воспитании детей. Православно-ориентированный взгляд на этот вопрос предполагает необходимость педагога - музыканта в качестве равноправного участника образовательного процесса. 
Но приобщить детей к искусству, научить их понимать и любить музыку во всем богатстве форм и жанров, можно только на прочном фундаменте духовной музыки, патриотической и народной музыки, классики и лучших произведений современности. Большой частью музыкального искусства является родной фольклор, изучая его, дети видят и чувствуют красоту каждого слова, понимают, насколько красив и мелодичен русский язык. Большое искусство, рожденное национальной культурой, воспитывает уважение к хоровой культуре других народов, рождает чувство восхищения художественными шедеврами мировой классики. И целый венок чудесных мелодий, окрашенных в цвета характерных национальных интонаций, хорошо знаком нашим детям. Они очень любят песни и поют их с увлечением. Эти песни принимаются ими с открытой душой и надолго остаются в их сердцах. 
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. 
Музыкальная культура, нравственность детей  дошкольного возраста формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Содержание музыкальных  занятий способствует формированию эстетического вкуса детей, обогащает их духовный мир

 

Семейные торжества. Дни рождения

В каждой семье дни рождения празднуются по- своему. Но везде, традиционно, в этот день виновнику торжества дарят подарки, поздравляют, желают здоровья, счастья, успехов. В этот день, собираются гости, звучит веселая музыка, песни, дети и взрослые читают стихи, играют на музыкальных инструментах, разыгрывают забавные сценки - шутки. С особенным нетерпением ожидают этот праздник дети. С ним связаны у них самые приятные воспоминания. Не только подарки, приход гостей радуют именинника. Самым важным событием для ребенка оказывается то, что в этот день он становится на год старше. Взрослые должны знать, что именно дни рождения запоминаются особенно ярко и надолго сохраняются в памяти детей. От взрослого зависит глубина впечатлений этого праздника. В некоторых семьях существует обычай в день рождения отмечать на стене рост ребенка. Пусть он видит, насколько подрос за год. Детям нравятся такие наглядные показатели их роста. В каждый день рождения неплохо фотографировать ребенка - одного и в кругу родных. Эти фотоснимки тоже убедительно свидетельствуют о взрослении. Необходимо подумать и о подарках. Каждая игра, игрушка должны развивать способности ребенка, его мышление, память, внимание. Кубики, мячики, скакалки, кегли, альбом для рисования, фломастеры, книжки — картинки - все вызовет живой интерес ребенка и сможет его порадовать. Некоторые педагоги советуют подарить дошкольнику простой набор инструментов: молоток, клещи, отвертку, плоскогубцы. Хорошо, если они сделаны из пластмассы, удобны по размеру и имеют яркий, привлекательный вид. Желательно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок уже имел в своей библиотеке любимые книжки, записи известных детских песен и мелодий, диафильмы. Подарки не должны быть чрезмерно дорогими, но непременно полезными для детей, развивающими. Нужно постараться, чтобы подарки отвечали интересам, ожиданиям ребенка, соответствовали его возрасту. Хорошо завести в семье традицию ответных подарков. Родители дарят ребенку в День рождения свои подарки, а тот им в ответ - свой. Это может быть нехитрая, выполненная своими руками картинка, потом какая-нибудь несложная, но полезная самоделка, наконец, очень нужная в мамином хозяйстве вещь. Любые, сделанные с любовью от души, сувениры всегда приятно и получать, и дарить. Не менее важным является участие детей в общей подготовке праздника, их посильная помощь взрослым в предпраздничных хлопотах. Нужно помнить, что особого внимания к себе требуют гости. По- этому необходимо продумать и подготовить игры, забавы, аттракционы, которыми станут развлекать пришедших. Приготовление оригинальных пригласительных билетов гостям, необычное украшение комнаты тоже можно поручить детям (разумеется, с учетом их возраста). Как правило, малыши быстро утомляются, не могут сидеть долго и фиксировать внимание на чем-то одном. Самые простые, достаточно подвижные игры можно провести с ними. В предпраздничных хлопотах их участие минимальное, чисто символическое. У дошкольников внимание более устойчивое и им можно предложить кукольный театр, театр картинок и игрушек, игры на ловкость и сообразительность, несложные аттракционы; зимой - в комнате, летом - на открытом воздухе. Дети постарше более активно участвуют в подготовке и проведении праздников. Они с удовольствием организуют домашний концерт, показывают фокусы, обычно проявляя максимум ответственности за порученное. Трудно не согласиться с мнением некоторых педагогов, считающих большой ошибкой со стороны взрослого стремление всю свою фантазию и выдумку применить только дня организации детского праздника. Не менее ярко и интересно должны проводиься в семье и дни рождения близких ребенку людей: мам, пап, бабушек, дедушек. У детей не должно складываться впечатление, будто они являются центром внимания и заботы. Нужно предоставить детям возможность почувствовать, насколько для взрослых радостны подарки, сделанные детьми с учетом их практического применения в домашнем хозяйстве. Например, подарок маме: фартук, прихватка для горячей посуды, дощечка для резки овощей - своеобразный кухонно - хозяйственный набор. Поздравить родителей и близких можно в самых разнообразных жанрах: в стихах, песенке, рисунке. В домашних концертах ведущий торжественно объявляет: «Концерт посвящается маме». Хороши праздничные фотовыставки, например, «Наша мама», «Наш папа», на которых изображены самые важные события из жизни близкого человека. Очень трогателен семейный концерт из любимых песен бабушек и дедушек. В дни рождения своих родителей и близких дети получают наилучшую возможность выразить им свою любовь и признательность.