Столярова Светлана Олеговна

Если ребенок ругается матом

  Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий  масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед  сквернословием. Сегодня известно, что словесная информация оказывает влияние на ДНК человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребенка. Взрослым, которые в своей речи  употребляют лексический мусор и являются источником заражения ребенка, необходимо понимать, что они  наносят вред здоровью ребенка.

Привлекательность и живучесть ненормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлёстывают, когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами. У детей дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностями. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих как положительных, так и отрицательных эмоций.

Памятка для родителей

«Как отучить ребенка ругаться матом»

  1. Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за собственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не использовать «мусорные» слова.
  2. Не спрашивайте (даже если очень хочется!) у ребенка, где он  услышал эти слова (а вдруг от вас!), поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.
  3. Реагируйте на ругательные слова ребенка в зависимости от его возраста. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реагировать, он  вполне вероятно, вскоре  их забудет.
  4.  Не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция  взрослого может вызвать у ребенка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать реакцию.
  5. При непрекращающемся употреблении ребенком неприличных слов определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова. Например, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда по близости никого нет.
  6. Поддерживайте в семье (в детском саду) доброжелательные отношения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика не нужна.

 

КАК  помочь ребенку быть вежливым

  1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
  2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
  3. Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».
  4. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь,  когда об этом вспомнит ребенок.
  5. Учите вежливости вежливо!

 

Использованная литература

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?/ Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб: Речь, 2008.
  2. Журнал «Дошкольная педагогика», № 8(49) /ноябрь/ 2008

Организация   развивающих  занятий  с  ребенком  дома

 Когда начинать учить ребенка? Чему учить? Что развивать? Эти вопросы волнуют многих родителей..

Рекомендации

  • Развивающие задания нельзя выполнять как соревнования.
  • Задание должно быть одно и конкретное.
  • Задание должен иметь законченный результат в этот же день.
  • Предлагайте свою помощь, но не навязывайте ее и не делайте за ребенка.
  • Учитывайте интересы ребенка. Желательно связать задание с тем, что действительно его интересует.
  • Помните! Сосредоточенного внимания у дошкольника хватает только на 15-20 минут.
  • Используйте в занятиях как можно больше игровых атрибутов, позволяющих ребенку почувствовать себя свободным. Не сажайте ребенка за письменный стол-пусть он рисует на большом ватмане, разложенном на полу. 
  • Если вы собираетесь занять ребенка развивающей игрой, позаботьтесь о том, чтобы она была единственным «ярким пятном» в радиусе нескольких метров: уберите из поля ребенка те игрушки и предметы, которые могут его отвлечь.
  • Перед тем как начать заниматься с ребенком, удостоверьтесь, что у вас есть все необходимое.
  • Главное и основное правило организации развивающей среды дома - ее  доступность. Все канцелярские принадлежности должны быть ребенку доступны. Если бумагу и фломастеры запрятать в шкаф на полочку повыше, то через некоторое время вы обнаружите, что ребенок почему-то  не интересуется рисованием. Шкафчики, в которых хранятся игрушки и развивающие пособия, должны быть открыты, чтобы ребенок легко мог взять то, что ему интересно.
  • Срисовывание изображений, дорисовывание частей предметов, самостоятельное рисование по замыслу, возможность выделения отдельных звуков в словах  - основа письма и чтения.
  • Собирание пазлов, мозаики, моделей из конструктора, лепка из пластилина, умение классифицировать объекты по форме, размерам, функциям - основа счета.
  • Умение танцевать, кататься на роликах, лыжах, коньках, самокате или велосипеде - основа устойчивости к учебным нагрузкам.
  • Умение играть по правилам, выполнять просьбы, делиться с другими - основа соблюдения школьной дисциплины.
  • Находясь на улице, обсуждайте с ребенком окружающий мир, например, какая стоит погода, какое время года, что происходит вокруг. Задавайте ему вопросы.
  • Возвратившись,  домой, возьмите книгу по теме проведенных бесед или подберите соответствующие картинки, обсудите  увиденное еще раз. Предложите ребенку нарисовать рисунок.
  • Целью любого развития является, собственно, саморазвитие. Не так уж важно, научится ребенок читать в пять с половиной или в шесть с половиной лет, главное - сделать так, чтобы любовь к книгам не была подавлена страхом не соответствовать нормативам скорости чтения.
  • Внимательно следите за тем, чтобы задания усложнялись постепенно.
  • Резкое повышение уровня сложности может привести к тому, что ребенок охладеет не только к конкретному примеру, но и ко всему предмету в целом.
  • Повторим! Не делайте за ребенка то, что он уже умеет делать сам. Пусть он проявляет инициативу, учится, иначе он так и будет ждать, когда вы все сделаете за него. Ребенку это простительно, но дети быстро растут, и во взрослом мире ему придется нелегко, если он не научится принимать решения и отвечать за свои действия самостоятельно.

Литература

Журнал «Психолог в детском саду» № 2 /апрель-июнь/ 2012г стр.120

Болезненная  привязанность  к  матери

 

Если ребенок сверх меры привязан к матери, прежде всего-не ругайте и не наказывайте его за это. Не пытайтесь внушить ребенку, что он мешает вам жить – он все равно не поймет. Ребенок не капризничает, а всего лишь ищет защиты.

Не следует думать, что ваш ребенок «не нормальный» только потому, что все спокойно реагируют на отсутствие и уход матери. Не ставьте ему в пример таких детей - это может  спровоцировать возникновение комплекса неполноценности, уход в себя.

Никогда не действуйте насильственными методами. Каждый уход матери наносит ребенку травму и усугубляет его состояние.

«Внезапный уход» - также достаточно спорный метод. Когда мама уходит незаметно, это пугает ребенка еще больше, теперь уже не столько от разлуки, сколько от ее внезапности и необъяснимости.

Главное, что необходимо ребенку, страдающему  подобного рода зависимостью,- это чувство спокойствия и ощущение защищенности

Не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в замкнутом мире (мама, отец, бабушка), тем больше будет страдать от своего комплекса.

В борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит действовать резко. Намного лучше и продуктивнее будет действовать поэтапно. К примеру, для начала вам следует приучить ребенка оставаться одному в комнате. При этом он должен знать, что мать находится близко, например в кухне.

После этого можно попробовать приучать ребенка к кратковременному отсутствию матери. Для этого выберите момент, когда ребёнок спокоен и пребывает в отличном расположении духа, когда он занят чем-то интересным. Не слишком сильно акцентируя его внимание, как бы между делом скажите ему, что скоро вернетесь. Если ребенок начнет проявлять признаки беспокойства, отвлеките его, а потом снова возвратитесь к своей просьбе. Уговорите его, чтобы он «отпустил вас на минутку», при этом фиксируя внимание ребенка на том, что вы вернетесь очень скоро.

Если реакция ребенка не слишком бурная, выйдете из квартиры, закройте за собой дверь и оставайтесь там не больше  5 минут. Ввернувшись, приласкайте ребенка и похвалите его за то, что он «отпустил» вас, скажите ему, что за это время вы успели сделать очень важное дело. Обязательно зафиксируйте его внимание на том, что вы вернулись быстро, как и обещали.

На следующий день опыт можно повторить, не увеличивая времени своего отсутствия. Только через 7-10 дней, когда ребенок понемногу станет привыкать к привычной уже для него схеме недолгого отсутствия матери, время следует незаметно увеличивать, с каждым днем прибавляя не более минуты.

Ребенок должен привыкнуть к тому, что мать отсутствует недолго и каждый раз, как и  обещала, возвращается.

Другие члены семьи, оставшиеся с ребенком, должны позаботиться о том, чтобы в это время он был занят чем-то интересным.

Только совместными усилиями всех членов, помноженными на доброту, терпение и понимание ребенка, можно преодолеть его болезненную зависимость от матери.

 

 

 

 

Поведение родителей по отношению к  ребенку, начавшему впервые посещать детский сад

 

КАК   НАДО

  • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • НЕ оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • Создать для него в семье спокойный, бесконфликтный климат.
  • Щадить его ослабленную нервную систему.
  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
  • На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости.  Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  • Не кутать  своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создать для него в воскресные дни дома режим такой же, как в детском саду.
  • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
  • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома.

 

КАК  не НАДО

  • В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.
  • «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
  • Мешать его контактам с детьми в группе.
  • Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему.
  • Водить ребенка в многолюдные и шумные места.
  • Все время кутать, одевать не по сезону.
  • Конфликтовать с ним дома.
  • Наказывать за детские капризы.
  • В воскресные дни резко изменять режим ребенка.
  • Все время обсуждать в его присутствии проблемы связанные с детским садом.
  • Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.

    Как бороться с детской истерикой.

     

    Почти у всех детей от 1 года до 3 лет изредка бывают припадки истерии. В этом возрасте у ребенка появляются свои желания, он начинает чувствовать себя личностью. Когда ему что-либо запрещают, он сердится. Но он не нападает на родителей. Возможно, взрослые кажутся ему слишком большими и значительными.

       Ребенок кричит, топает ножками, размахивает руками, вот-вот упадет на пол. Что делать: пристыдить, отшлепать, накричать? Или наоборот - приласкать?

    ПРОЯВИТЕ ВЫДЕРЖКУ

       Сделайте вид, что ничего страшного не происходит. Так вам и самим будет легче сохранить спокойствие, которое необходимо в данный момент. К тому же ровный голос, уверенные действия взрослого умиротворяюще действуют на ребенка, иногда этого бывает достаточно, чтобы и он утихомирился. Но только иногда. Чаще всего крик не утихает, слезы не прекращаются.

    НАЙДИТЕ ПРИЧИНУ

       Вспомните и проанализируйте все, что предшествовало истерике. Часто поводом столь бурного проявления эмоций послужил незначительный случай, а причина кроется в отдаленном прошлом. Ее обязательно надо найти и постараться нейтрализовать, иначе истеричность сформируется у ребенка как черта характера. А тогда будет совсем  трудно и малышу, и взрослым. Одна из самых распространенных причин - последствия перенесенной болезни, в результате которой ослабла нервная система ребенка. К тому же во время болезни малыш был окружен повышенным всеобщим вниманием, а после выздоровления лишился его. Вот он и капризничает. Старается снова привлечь к себе внимание.

    Глубинной причиной истерики может быть эмоциональное переутомление. Праздники, гости, посещение нескольких "елок" в течение двух недель... Часто мы за несколько дней стараемся не развлекать ребенка "впрок", ломаем привычный режим его жизни, не задумываясь о негативных последствиях.

     К эмоциональному переутомлению ведет и бесконечное сидение у телевизора, когда ребенок смотрит не только детские передачи, но и взрослые. Эпизоды драк, убийств, дикие крики и ругань героев невольно усваиваются ребенком как норма жизни, что отнюдь не способствует укреплению его нервной системы. В каждой семье есть проблемы, которые плохо влияют на состояние психики малыша. Проанализируйте их, посмотрите, как ребенок на них реагирует, постарайтесь "вычислить" те ситуации, когда его реакция неадекватна, излишне болезненна.

     Если вы как следует, разберетесь в основных причинах истеричности самого маленького члена вашей семьи, у вас появится возможность устранить или хотя бы смягчить их.

     

    ЧТО ПОСЛУЖИЛО ПОВОДОМ

       А повод может быть совсем пустяковым:
    Собирались идти с ребенком на прогулку, но тут зазвонил телефон. Мама разговаривает с подругой, а полуодетый ребенок стоит около двери и ждет.
    Одного ребенка погладили по головке, а другому сказали, чтобы он отошел.
    Сломалась любимая игрушка.
    Просто вспомнилась прежняя обида.
    В детском саду или на улице ребенка кто-то передразнил.
       Иногда же повод более серьезный - разлука с родными, смерть домашнего животного.
       Невозможно перечислить все, что может привести к аффекту (так психологи называют состояние истерики).

    ПЕДАГОГИ СОВЕТУЮТ

       Как только вы заметите, что малыш действительно впал в истерику:
    попробуйте отвлечь его, обратите его внимание на какой-то яркий и интересный предмет.
    Используйте игрушку, которая в ваших руках тоже "заплачет или засмеется".
    Обратите внимание на умывающуюся кошку или играющую собаку.
    Если же поводом для истерики стало ваше невнимание, как в случае, когда наполовину одетый ребенок ожидал, пока мама поговорит по телефону, извинитесь перед ним (да, если вы не правы, вы должны извиниться перед малышом!), и в следующий раз не допускайте такого неуважения. Ведь он - личность, с которой надо считаться.
    Развяжите у него все тугие завязки, пояс, расстегните верхние пуговицы на одежде.
    Умойте ребенка холодной водой. Очень полезно подставить кисти рук под струю воды. Постарайтесь, чтобы струя попадала на запястья, туда, где прощупывается пульс. Можно быть понастойчивей, если ребенок сам не хочет идти к умывальнику.
    Если ребенок продолжает всхлипывать, скажите ему: "Ну, перестань. Все уже хорошо". Он наверняка устал, надо дать ему возможность успокоиться, отдохнуть.
    Не "сводите счеты" с малышом, не упрекайте его. Тем более - не наказывайте. Он уже наказан. Лучше подумайте, как в дальнейшем избежать подобных сцен.

    СПУСТЯ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ

       Расскажите ребенку о том, как было неприятно и вам, и всем окружающим наблюдать его истерику. Договоритесь, что больше подобное не повторится. Сами же еще раз постарайтесь найти причину, вызвавшую аффект. Не кроется ли она в вашем поведении, в отношении к ребенку? Подумайте, может быть, вам следует заняться самовоспитанием.

    ЛОЖНАЯ ИСТЕРИКА

       Часто дети лишь имитируют истерику, для того, чтобы добиться желаемого: ложатся на пол, кричат, требуют, чтобы им что-то купили, дали, разрешили и т.п. Если во время аффекта ребенок действительно не может сам контролировать себя и нуждается в помощи взрослых, то во время таких "концертов" он прекрасно владеет собой.

       Правда, бывает, что малыш, изображая аффект, так входит в роль, что и впрямь становится неуправляемым, то есть ложная истерика переходит в настоящую. Если вы видите, что ребенок "играет на публику", сделайте вид, что вы его не замечаете. Уйдите в другую комнату, проявите твердость и выдержку. Как только ребенок поймет, что фокус не удался - слезы сразу высохнут. Зачем рыдать, если своего все равно не добьешься?