Григорьева Мария Ростиславовна

Общение ребёнка со сверстниками.

Почему с ребёнком не хотят играть его сверстники. Малыш, может быть отвергнут другими детьми по такой причине, как внешность или одежда, как ни банально это звучит. Его могут не принимать в игру из - за того, что он кажется некрасивым, не имеет красивой одежды, неряшлив, имеет веснушки или даже дефекты внешности. Как бы не возмущались педагоги,  но в детских коллективах идёт жесточайший отбор. Если в ребёнке есть хоть какое-то отклонение или в нём что-то не так, то с ним не хотят играть и не принимают в коллективе. С таким ребёнком должен работать психолог, чтобы научить, как правильно вести себя среди сверстников. Если по этой причине ребёнок конфликтует со сверстниками, то задача педагога заключается в воздействии на коллектив. Существует и другая причина, по которой ребёнок может быть отвергнут. Если он общается только со взрослыми, то у него вырабатывается особый лексикон. Он не знает стереотипов детского общения. Ребёнку трудно найти общий язык со сверстниками, если он не знаком с терминалогией, которую они используют. Если у ребёнка слишком взрослая речь, то это часто вызывает насмешки у детей. Ребёнка также могут не принять в коллективе, если он не может ориентироваться в отношениях между детьми. Он не хочет выполнять поручения и становиться объектом агрессии. Он не понимает, как его действия связаны с реакцией детей. Чтобы не было таких ситуаций, надо уже с раннего детства учить ребёнка общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками. Как можно помочь ребёнку найти общий язык с детьми. Прежде всего, надо с ранних лет учить его существовать в коллективе. Если даже вы не хотите отдавать ребёнка в детский сад, всё равно позаботьтесь, чтобы у него был свой круг общения. Если ребёнка не хотят принимать в компанию, то вам надо организовать такую игру, которую он хорошо понимает и в которой у него всё получиться. Таким образом, будет положено начало общения ребёнка с группой других малышей. Также можно привлечь детей игрушками вашего ребёнка. Вы можете вынести в песочницу формочки, кубики или пластмассовые игрушки и пусть ваш ребёнок играет с другими детьми. Вам надо следить за играми вашего ребёнка, его успехами, неудачами при попытках найти общий язык со сверстниками. Если возникнут трудности – помогите ему, но старайтесь делать это деликатно и незаметно. Задача родителей – помочь, направить, научить взаимодействовать с коллективом, а не пытаться за него наладить отношения со старыми знакомыми или завести знакомства с новыми детьми.

Привычка кусаться.

Привычка кусаться - очень распространенная проблема у детей, начиная с полугодовалого возраста вплоть до младшего возраста. Обычно ребенок начинает кусать грудь кормящей его мамы, если ему недостаточно молока или если молоко туго идет.

У детей двух-трехлетнего возраста пристрастие к укусам может проявиться уже как один из социальных навыков. Таким образом, ребенок старается ответить на обиды ровесникам - он не просто дерется, он царапается и кусается; или же привлечь к себе внимание взрослых. Во время активной игры со сверстниками укус может быть следствием перевозбуждения или стресса (у малыша забрали игрушку, или смеются над ним, или игнорируют в кругу других детей). Кусая же взрослых, ребенок привлекает к себе внимание - в таком возрасте ему еще все равно, привлекать ли положительные или отрицательные эмоции родителей, ему просто необходимо быть в центре внимания. Это не означает, что у ребенка имеется некий дефект развития - к поступлению в садик большинство деток уже учатся выражать свои чувства более признанными в обществе способами.

Иногда в привычке ребенка кусаться косвенно виноваты родители. Во время игры с малышом аккуратно покусывая его пальчики, пяточки, вы показываете ему, что укус - это средство выразить свою любовь, и в последствии он будет кусать вас и других детей, испытывая даже положительные эмоции. Если ваш ребенок начал кусаться, постарайтесь уделить ему больше внимания, и спокойно расскажите ему, как вам больно, неприятно и обидно от его укусов.

Более сложная ситуация может возникнуть, если ребенок кусается в детском коллективе. Зачастую воспитатель в группе не успевает уследить за маленькими "грызунами", или еще усугубляют ситуацию, сильно наказывая детей за такое проявление эмоций. Если на вашего ребенка часто поступают жалобы от воспитателей и других родителей - начните с беседы с ребенком. Постарайтесь выяснить причины такого его поведения.  Постарайтесь на какое-то время сократить срок пребывания ребенка в садике, забирайте его с полудня, хотя бы несколько дней. Возможно, это резко сократит количество споров и ссор с другими детками, и стресс малыша развеется за счет большего по времени спокойного пребывания дома, с близкими.

Помимо слишком напряженного графика или конфликта в коллективе, причиной может стать и домашний стресс, например, если у ребенка появился братик или сестричка, если родители ссорятся или разошлись, если одинокая ранее мама (папа) вышла замуж (женился) во второй раз и в доме появился приемный папа, чужой еще пока малышу человек. Постарайтесь отследить источник стресса ребенка, общайтесь с ним на равных как можно чаще, объясняйте, почему больно и обидно, когда тебя кусают, хвалите за каждый раз, когда он мог кого-то укусить (равно как и поцарапать, ударить, лягнуть) и не кусал.

Если вашего малыша кусают в группе ясель или детского сада - постарайтесь выяснить обстановку в группе. Если он слишком робок и застенчив с другими детьми и поэтому является объектом нападок - подумайте, не выбрать ли меньший коллектив, где застенчивому ребенку будет проще войти в контакт с однокашниками. Возможно, вы отдали ребенка в более старшую по возрасту группу? Год разницы в садике - это очень большая возрастная дистанция, ребенок может стесняться и опасаться более старших детей. Бывает же, что объектом укусов становится не застенчивый, а напротив слишком активный или агрессивный ребенок - в таком случае опять же постарайтесь выяснить, по какой причине ваш малыш так провоцирует других деток.

Что касается "ключевых слов", которыми может воспользоваться взрослый, чтобы прекратить нежелательное поведение ребенка, то вряд ли они существуют. Однако, если целенаправленно обучать детей владению словом, то кусание и правда пойдет на убыль. При систематическом обучении дети обычно неплохо осваивают умение называть свои чувства и причины недовольства, что постепенно переводит непосредственную оральную активность в вербальную. Пока же дети не умеют хорошо говорить, взрослым придется догадываться о возникновении дискомфорта и вовремя помогать малышам снижать напряжение, не доводя ситуацию до того, что они будут пытаться решать ее самостоятельно с помощью кусания.